Откатные ворота занимают меньшее пространство, чем традиционные распашные, и считаются более удобными в эксплуатации. Конструкция откатных ворот прослужит долго, если на этапе проектирования тщательно подойди к учету потенциальных нагрузок и выбору комплектующих.
Конструкция консольных ворот
Существует несколько видов откатных ворот: подвесные, рельсовые и консольные. Подвесные ворота ограничивают высоту транспорта, который может через них проехать. Рельсовые ворота необходимо регулярно чистить: в монорельс, установленный на земле, забивается мусор. К тому же рельсовые ворота малоэффективны в регионах с холодным климатом: монорельс покрывает лед, который затрудняет передвижение воротной створки.
Консольные ворота лишены этих недостатков и дают возможность реализовать различные дизайнерские решения. В конструкцию консольных ворот входят:
- Каретные ролики. Устанавливаются сбоку от воротного проема – со стороны, в которую откатывается воротная створка.
- Консольная балка. Балка поддерживает воротное полотно и устанавливается на каретные ролики, которые передвигают ее.
- Воротная створка. Имеет каркасную конструкцию, которая облегчает вес воротной створки. Каркас выполняется из профильной трубы и обшивается листовым материалом или решетчатыми элементами.
- Противовес. Продолжение консольной балки, имеет треугольную или прямоугольную форму. В длину противовес составляет половину ширины воротной створки.
- Уловители. Фиксируют и поддерживают створку ворот в одном положении, а также уменьшают нагрузку на каретные ролики. Устанавливаются сверху и снизу на опорном столбе, к которому откатываются ворота при закрытии.
Несмотря на удобство конструкции, есть несколько внешних обстоятельств, которые помешают установить откатные ворота:
- неровности участка, которые невозможно устранить,
- недостаток свободного места для передвижения створки,
- коммуникации, расположенные в области монтажа.
Параметры: ширина и высота ворот, длина противовеса
Ширина воротного проема должна на 6-10 см превышать ширину въезжающего транспорта. Если подъезд под прямым углом невозможен, ширину проема следует увеличить еще на 20-40 см. В таком случае исчезнет риск столкновения транспорта с опорными столбами.
Стандартная высота консольных ворот — 2-2,5 метра. При необходимости высоту можно увеличить. Однако чем выше воротная, тем больше ее вес и парусность. Если сделать ворота слишком высокими, усложняется их монтаж и эксплуатация. В консольных воротах длина противовеса равна половине ширины воротной створки. Для легких конструкций до 400 кг допускается длина в одну треть.
Комплектующие для консольных ворот
От качества комплектующих откатных ворот зависит надежность и долговечность всей конструкции. Поэтому при выборе следует учитывать условия будущей эксплуатации. Для изготовления комплектующих откатных ворот используется высокопрочная сталь марки S355. В зависимости от веса конструкции рекомендуются следующие параметры:
- для конструкции весом до 500 кг подойдет консольная балка с сечением 5,5х6 см с толщиной стенки 3,6 мм, стальные уловители с размерами 10х9,6х6,7 см, роликовые каретки с размерами 17,8х9х11,78 см (диаметр роликов – 4,3 см);
- для конструкции весом до 600-700 кг подойдет консольная балка с сечением 6х7 см с толщиной стенки 3,5-4 мм, стальные уловители с размерами 10х8,2х8 см, роликовые каретки с размерами 8х16,7х11,2 см (диаметр роликов – 5,5 см);
- для конструкции весом от 800 до 1000 кг подойдет консольная балка с сечением 7,4х8,9 см с толщиной стенки 4,5 мм, стальные уловители с размерами 14х10,1х9,5 см, роликовые каретки с размерами 10х25,1х13,85 см (диаметр роликов – 6,1 см);
- для конструкции весом более 1000 кг подойдет консольная балка с сечением 13х13,5 см с толщиной стенки 5 мм, стальные уловители с размерами 18,8х15,3х10 см, роликовые каретки с размерами 19х48х17,5 см (диаметр роликов – 10 см).
Фундамент для консольных ворот
Нагрузка на консольные ворота распределяется между опорными столбами и консольной балкой. Консольная балка отвечает за равномерное распределение нагрузки между опорными столбами. Опорные столбы принимают вертикальную нагрузку от ворот и передают ее в фундамент.
Для массивных конструкций откатных ворот обустраивается армированный бетонный фундамент. По форме они напоминают букву «П» и заглубляется ниже уровня промерзания грунта.
Менее тяжеловесная конструкция устанавливается на две вертикальные опоры под столбы. Другой вариант — ленточный фундамент.
После затвердевания бетонной смеси часть заложенной арматуры должна выступать над поверхностью основания. К ней приваривается металлический швеллер, поддерживающий каретные ролики.