Откатные ворота часто выбираются владельцами участков в целях экономии площади, которая была бы занята створками распашной конструкции. Помимо этой очевидной выгоды, можно привести еще несколько доводов в пользу такого решения:
- Откатные ворота легко автоматизировать;
- Одну створку проще и удобнее открывать;
- Меньше риск провисания и искривления ворот;
- Не надо расчищать снежные заносы, чтобы открыть ворота.
Есть и ограничения в установке и эксплуатации, которые необходимо принять во внимание:
- Потребуется обустройство надежного фундамента;
- Должно быть достаточно свободного места вдоль ограждения в сторону откатывания полотна;
- Необходимо периодически очищать и смазывать роликовые механизмы.
Ворота и калитка — понятия не взаимоисключающие
Как правило, ворота для въезда автомобиля устанавливаются вместе с калиткой, оставляющей возможность входа и выхода без открытия ворот. В чем польза такого сочетания?
- Войти в калитку намного быстрее, чем возиться с громоздкими воротами, если вы не на машине;
- Каждый проход через калитку экономит ресурс механизмов ворот;
- Калитка является запасным выходом на случай непредвиденных блокировок.
Так что вопрос состоит не в том, делать ли калитку, а в том, будет она отдельной или встроенной. Оба варианта имеют право на существование, здесь нет единого рецепта.
- Отдельная калитка — традиционный вариант. Её можно сделать любой ширины, высоты и без порога снизу. Для её установки потребуется дополнительный столб и материалы для рамы и полотна, а также свободное место для дорожки от калитки на участке.
- Калитка, встроенная в створку ворот.
Встроенная калитка значительно экономит пространство и может обойтись дешевле по материалам и монтажу. Однако есть технологические нюансы, о которых следует помнить. Врезная калитка всегда имеет порог снизу, а также ограничения по высоте и ширине. Калитка в полотне ослабляет жесткость каркаса, утяжеляет ворота и может сместить баланс, что несколько увеличивает риск деформаций и сбоев в работе. Ее всегда нужно тщательно закрывать, чтобы не создавать препятствий движению створки ворот. Ручка такой калитки может быть только утопленной, а замок максимально компактным.
Фундамент для откатных ворот
Чтобы правильно установить откатные ворота, нужно понимать их устройство и схему движения.
Основные элементы конструкции:
- Опорные столбы;
- Направляющая балка, движущаяся по роликам. Она может крепиться над проемом (подвесные ворота), располагаться между опорами на земле (рельсовые ворота), соединяться с полотном (консольные ворота);
- Полотно ворот, представляющее собой каркас, обшитый облицовочным материалом;
- Опорные, накатные и фиксирующие ролики;
- Уловители, отвечающие за вертикальное положение полотна;
- Элементы автоматического управления движением.
Ворота в ограждениях частных владений могут достигать по весу около полутора тонн, и эта масса периодически находится в движении. Основание для такого сооружения должно быть надежным, а его конструкция — равномерно распределять нагрузку на грунт. Фундамент удерживает столбы, на которые крепятся направляющие с полотном, также на него укладывается нижняя шина в рельсовом варианте.
Для монтажа можно применять бетонирование металлокаркаса или винтовые сваи. Железобетонный фундамент оборудуется в несколько этапов:
- Подготавливается закладная в виде буквы П, сваривающаяся из стального металлопроката, либо подбирается готовая рама необходимого размера. Длина поперечины равна ширине проема для подвесных и рельсовых ворот и протяжённость в полтора проема для консольных. Вертикальные стойки по длине должны быть не меньше глубины промерзания грунта;
- выкапывается траншея шириной около полуметра, длиной и глубиной соразмерно величине рамы, на дно засыпается слой песчано-гравийной смеси толщиной 30 — 40 см;
- Рама устанавливается в котлован стойками вниз, чтобы перекладина жесткости находилась ниже уровня проезда на 50 мм;
- Производится заливка бетоном таким образом, чтобы поверхность закладной оставалась доступной для последующего монтажа опорных столбов и при необходимости — рельсовой балки.
При таком способе обустройства основания необходимо ждать 4 недели полного застывания бетона, работы нельзя проводить в зимнее время.
Свайно-винтовой фундамент ворот можно смонтировать в любое время года за один день и сразу приступить к установке остальных элементов конструкции.
- Сваи используются в качестве вертикальных элементов П-образной рамы. Они закручиваются на глубину ниже точки промерзания, обрезаются сверху на необходимом уровне и снабжаются приварными монтажными оголовками;
- По оголовкам проводится обвязка металлическим ростверком, образующим перекладину жесткости. После этого основание готово к дальнейшему монтажу ворот.
- Ростверк можно сделать бетонным, но придется ждать его застывания, прежде чем можно будет продолжить работы по установке.
Обшивка полотна ворот — возможны варианты
Для облегчения веса створку ворот делают каркасной. Основой является металлическая рама из профтрубы, которая обшивается одним из видов облицовки. Как правило, для обшивки выбирается тот же материал, из которого сделано ограждение, но возможно применение и отличающейся отделки:
Профлист. Один из наиболее часто использующихся материалов для обшивки как заборов, так и ворот. Изготовленный из листовой стали с ребрами жесткости, профлист отличается прочностью, имеет надежное антикоррозийное покрытие и выпускается в различных цветовых вариантах. Сплошная обшивка обеспечивает полную визуальную защиту, но увеличивает парусность и ощутимый вес, что увеличивает нагрузку на фундамент.
Металлический штакетник. По сути, разделенный на планки профлист, обладающий теми же прочностными и декоративными качествами. Однако смонтированный с просветами, штакетник уменьшает ветровую нагрузку за счет свободной циркуляции воздуха.
Сетка Гиттер. Легкая и прочная сварная сетка из стальной проволоки с защитным покрытием, усиленная несколькими рядами изгибов для придания жесткости. Не затеняет территорию и придает конструкции почти невесомый вид.
Сварные секции. Надежны, долговечны, разнообразны по рисунку решетки, могут быть украшены декоративными коваными элементами.
Деревянная отделка из реек или сайдинга. Органично смотрится с ограждением из дерева. Дерево подвержено атмосферным влияниям и не так долговечно, как металл, нуждается в регулярной защитной пропитке и покраске.
Отделка из полимерных сайдинга или террасной доски и листового поликарбоната. Экономичный вариант, декоративный, легкий и более устойчивый к влаге, чем дерево. При монтаже необходимо учитывать тепловое расширение материала и оставлять небольшие зазоры при стыковке.
Выбор автоматики: от чего зависит
Откатные ворота обычно комплектуются автоматическим приводом с дистанционным управлением для более удобной эксплуатации. Автоматика позволяет не передвигать вручную тяжелую створку, открывать ворота из помещения или салона автомобиля, сохраняя комфорт в плохую погоду.
Если вы решили оснастить откатные ворота автоматической системой, важно подобрать ее параметры, подходящие именно для ваших условий эксплуатации.
- Мощность двигателя выбирается в первую очередь в зависимости от веса полотна, в случае консольных ворот — полотна с направляющей балкой и противовесом. В документации к редуктору обычно указывается, на какую массу рассчитана его мощность. Рекомендуется ориентироваться на цифру в два, а то и три раза меньшую, так как усилия мотора зависят ещё и от легкости хода. Любое отступление от идеальной геометрии при монтаже может усилить трение и потребовать увеличения мощности.
В среднем требуемая мощность в зависимости от веса створки выглядит так:
- Для веса 200 — 400 кг достаточно редуктора мощностью 200 — 300 Вт;
- Для 500 — 600 кг понадобится 350 — 400 Вт;
- Для 700 — 1000 кг потребуется 500 — 600 Вт мощности.
- Интенсивность использования, на которое рассчитана система, — еще один параметр, который можно узнать из описания. Для частного владения достаточно автоматики, рассчитано на невысокую частоту активного действия, до 30% времени, что равно 7 — 10 открываний и закрываний в час.
- Качество материала, из которого изготовлен движущихся механизм, должно быть высоким даже для легких ворот, чтобы обеспечить безопасность и долговечность. Зубчатая рейка, регулирующая направление и скорость движения и испытывающая постоянные нагрузки, прослужит дольше, если будет сделана из высококачественной стали. Шестерни, по которым она двигается, также надежнее металлические, а не пластиковые.