Как выбрать петли для распашных ворот: виды, крепление, борьба с коррозией  - Ворота и забор

Распашные ворота — классическая удобная конструкция, которую можно увидеть и на промышленных объектах, и в городских парках, и на дачных участках. Однако удобство становится сомнительным, когда створки начинают скрипеть, заедать и провисать. Часто это случается из-за погрешностей установки петель, а также их несвоевременного выхода из строя. 

Чем руководствоваться при выборе петель

Петли — важная деталь устройства распашных ворот, нужно правильно их монтировать и поддерживать в рабочем состоянии, тогда конструкция будет служить долго и эффективно. При выборе модели вспомните о нескольких критериях, которые актуальны для петель любой конструкции:

  • Петли должны соответствовать массе створок — для каждого типа существует свой предел нагрузки, который нужно уточнять у продавцов;
  • Радиус раскрытия ворот зависит от вида петель и способа их крепления: створки могут открываться на 90 или 180°. Выбирайте подходящий для ваших условий угол поворота;
  • Детали петель должны двигаться относительно друг друга без усилий и беззвучно; не стоит надеяться, что петли «разработаются» — скорее, нагрузка лишь усугубит проблемы;
  • В корпусе петель должны быть технологические отверстия для смазки — такую процедуру нужно проводить регулярно несколько раз в год, чтобы сохранить подвижность и продлить срок службы;
  • Петли с регулировкой позволяют легче выравнивать створки относительно друг друга и опор, упрощая установку и действие автоматики.
  • Дополнительную защиту от взлома обеспечивают специальные антивандальные накладки — антивандальную петлю невозможно демонтировать снаружи ворот, когда они закрыты.

Разновидности петель для ворот

Петля представляют собой сборную конструкцию из трех основных частей: одной петля крепится к опоре (проему, столбу), второй — к створке ворот (калитки), а третья обеспечивает подвижное соединение первых двух. Таким образом петли удерживают на весу створку и позволяют ей двигаться, открывая проезд или проход. Изготавливаются петли для ворот из стали, отличающейся высокой прочностью. 

Помимо устойчивости к нагрузкам, стальные петли хороши тем, что их можно приварить к каркасу: сварное соединение считается самым крепким, а несущие элементы ворот преимущественно тоже стальные.

Петли разной конструкции отличаются по внешнему виду, способу крепления, допустимой нагрузке. Эти особенности нужно учитывать, чтобы ворота работали ровно, бесперебойно и долго.

  1. Накладные петли — исторически самая старая система крепления ворот. Фиксирующие части таких петель располагаются на наружных поверхностях опоры и створки. Такая конструкция позволяет делать петли большими, способными нести самые тяжелые полотна. Можно отметить популярные модификации накладных петель, увеличивающие их мощность:
  • Петли-стрелы, в которых лежащая на створке часть имеет вытянутую форму, что увеличивает площадь контакта и несущую способность петли. Часто имеют фигурную форму и выполняют декоративную функцию, например, кованые петли;
  • Трехстворчатые петли, имеющие две фиксирующие лопасти, закрепляющиеся на опоре, которые надеваются на стержни, отходящие в противоположных направлениях от центральной пластины на створке. Отличаются высокой прочностью и надежностью, используются, в частности, для больших промышленных ворот. Еще одно преимущество трехстворчатой конструкции — повышенная взломостойкость благодаря невозможности снять створку без демонтажа петли.
  1. Шарнирные петли представляют собой две пластины по две стороны от скрепляющего их стержня, устанавливаются на боковые поверхности створки и стойки. Стержень закрывается ограничителем снизу и антивзломной заглушкой сверху. Одна шарнирная петля рассчитана на вес до 200 кг.
  1. Цилиндрические петли состоят из двух элементов в форме цилиндра с полостями внутри, в которые вставляется соединяющий их стержень. Также внутрь помещается металлический шарик или подшипник, снижающий трение деталей облегчающий движение. Нагрузка на одну цилиндрическую петлю без усиления — до 400 кг. 

Цилиндрические усиленные петли аналогичны простым цилиндрическим, но отличаются большей толщиной стенок элементов и использованием для изготовления стали повышенной прочности. Также могут иметь крылья — крепежные пластины, увеличивающие площадь сварного соединения с опорами и створками. Эти усовершенствования дают возможность довести возможную нагрузку на одну петлю до 600 кг.

  1. Сквозные петли — это болтовая крепежная конструкция, основная нагрузка в которой приходится на стержень с резьбой, пропущенный через сквозные отверстия либо непосредственно в каркасе или створке ворот, либо в кронштейнах-держателях. Фиксируются сквозные петли гайками, нагрузка на петлю не должна превышать 200 кг.
  1. Скрытые, или потайные петли — самые сложные для монтажа, они врезаются в боковые поверхности опоры и рамки створки таким образом, что при закрытых воротах снаружи не остается ни одного элемента. Основным достоинством «петель-невидимок» является их взломостойкость.

Способы крепления петель к воротам

Количество петель на одну сторону ворот рассчитывается путем деления веса створки на несущую способность петли. Так, для полотна массой 1,2 тонны достаточно будет двух цилиндрических усиленных петель, а обычных цилиндрических понадобится не меньше трех.

Способов монтажа петель к элементам конструкции ворот, по сути, два: резьбовые крепежные элементы и сварка.

  • Крепление петель с помощью винтов, болтов или саморезов применяется для неметаллических каркасов ворот и металлических конструкций небольшого веса, когда сварка по каким-либо причинам невозможна. Винтами или саморезами можно зафиксировать изделия накладного и шарнирного типа, болтовое соединение применяется для сквозных петель.
  • Сварка является наиболее надежным методом крепления воротных петель, особенно при постройке массивных габаритных конструкций. Части петель, прилегающие к створкам, привариваются по разметке в горизонтальном положении полотна. Затем створка поднимается и прикладывается к каркасу, выравнивается с помощью подложки, уточняется разметка на опоре. Соответствующие части петли прихватываются точечной сваркой, створки закрепляются на каркасе и производится проверка хода и окончательная подгонка. После этого петли привариваются полностью, швы зачищаются и покрываются антикоррозийным составом. 

Как защитить петли от коррозии

Правильно подобранные и смонтированные петли при должном уходе служат десятилетия. Соответствующая прочности петель масса и выверенный баланс створок способствуют сохранению плавности хода и сохранности деталей, в том числе замедлению коррозионных процессов. Напротив, перекосы и провисание створок приводят к тому, что детали внутри петель неравномерно изнашиваются, защитный слой смазки выдавливается из пространства между трущимися поверхностями и кислород и влага получают доступ к металлу. Поэтому первым этапом профилактики коррозии является грамотный расчёт нагрузок и корректный монтаж.

Если петли крепятся не сваркой, и на винты или болты, лучше выбирать модели из нержавеющей стали. Петли из нержавейки не стоит приваривать к каркасу из обычной углеродистой стали, так как из-за разницы характеристик металла сварной шов может оказаться слабым. Поверхности всех подверженных коррозии деталей должны быть защищены антикоррозийным покрытием, а изнутри петля тщательно смазана — слой масла или солидола не только улучшает ход, но и препятствует коррозии.

Не менее важный фактор предотвращения коррозионных разрушений — бережная эксплуатация и регулярный уход за петлями. За воротами нужно постоянно наблюдать, и при первых признаках изменения геометрии, затрудненном движении створок, скрипах и намечающейся ржавчине проводить диагностику и ремонт. Если ворота стоят без использования, время от времени рекомендуется открывать створки для проверки состояния. Осенью и весной, при плюсовой температуре, петли очищают от грязи и пыли, удаляют старое масло. Смазывать петли нужно раз в квартал. 

При появлении пятен ржавчины петли необходимо демонтировать, зачистить поврежденные места наждачной бумагой, обработать шлифовальной пастой, остатки смыть растворителем. Детали тщательно смазать заново, а там, где есть возможность — покрасить антикоррозийной эмалью.

При аккуратном обращении и внимании к состоянию правильно подобранные и закрепленные петли длительное время будут исправно обеспечивать работу распашных ворот.

Рассчитать стоимость забора онлайн

Вам будет интересно

Покраска оцинкованных поверхностей: зачем красить оцинковку и как это делать

Покраска оцинкованных поверхностей: зачем красить оцинковку и как это делать


Одно из самых эффективных покрытий, защищающих металл от ржавчины — тонкий слой цинка, нанесенного методом горячего или холодного цинкования. Именно поэтому сегодня выпускается огромное число металлоизделий с оцинкованн...

Забор из горизонтального евроштакетника: преимущества способа установки, как выбрать материал

Забор из горизонтального евроштакетника: преимущества способа установки, как выбрать материал


Евроштакетник — современный материал, пришедший на смену планкам хорошо известного всем классического деревянного штакетника. Изготавливается «младший брат» из профилированного стального листа с антикоррозийным покрытие...

ЗД-забор Гиттер: изготовление, области применения, особенности конструкции и критерии выбора

ЗД-забор Гиттер: изготовление, области применения, особенности конструкции и критерии выбора


Ухоженная загородная усадьба — гордость каждого домовладельца, вложившего деньги, душу и труд. Так хочется дышать свежим воздухом и наслаждаться окрестными пейзажами. Но высокий глухой забор способен испортить все удово...