Распашные ворота — привычная и удобная конструкция, производящаяся во множестве модификаций и в широком диапазоне цен. Проект распашных ворот легко рассчитывается, монтаж несложен, в изготовлении применяются различные варианты материалов. Любой потребитель может подобрать модель, подходящую по размеру, внешнему виду, условиям эксплуатации и стоимости.
Основное, о чем нужно помнить: должно быть достаточно места для открывания створок, и чем шире проем, тем больше свободной площади понадобится. В случае, если над этим пространством нет навеса, в зимнее время его придётся расчищать от снежных заносов.
Классификация распашных ворот
Несмотря на принципиальную простоту конструкции (створки, петли, два столба), распашные ворота в современном исполнении достаточно разнообразны. В зависимости от места установки различают ворота:
- Уличные въездные, применяющиеся на частных, общественных, промышленных территориях;
- Внутренние, например, в ограждениях отдельных зон на предприятии;
- Гаражные;
- Для перекрытия внешних проемов большепролетных зданий — складов, ангаров, цехов, торговых комплексов.
По типу створок распашные ворота могут быть:
- Двустворчатыми. Классический вариант — с одинаковыми симметричными полотнами, стыкующимися посередине проема. Встречаются решения, когда одна створка шире другой, а стык смещен к одной из опор;
- Одностворчатыми. Подходят для нешироких проемов, иначе потребуется слишком много места для открывания. Опора, на которую навешивается створка, должна быть укреплена гораздо сильнее противоположной;
- С врезной калиткой. В полотно одной из створок может быть встроена калитка, если через проем чаще проходят люди, чем проезжает транспорт. Таким образом экономится место и ресурс автоматики, если ворота ею снабжены;
- Со складными створками. Створка, разделенная по вертикали на две или больше частей с подвижным соединением, складывается как гармошка. Такие створки позволяют открывать проем не целиком, а в открытом виде занимают меньше места. Это снижает парусность конструкции, что положительно отражается на устойчивости и долговечности опор.
Что касается ворот, устанавливаемых в проемы помещений (гаражей и более крупных построек), они могут быть обычными или утепленными. Утепленные створки обычно изготавливаются из сэндвич-панелей, где между листами облицовки прокладывается слой теплоизолирующего материала. Края проема для предотвращения потерь тепла герметизируются уплотнителем.
Для облицовки неутепленных створок применяются профлист, кованые и сварные решетки, металлическая сетка, металлический и деревянный штакетник, поликарбонат. Для каркаса могут использоваться сталь, алюминий, дерево.
Полезным дополнением при установке распашных ворот служит установка автоматики. Автоматическое управление повышает пропускную способность ворот на предприятии, а владельцам личного транспорта привносит ощутимый комфорт.
Устройство и монтаж распашных ворот
Расчет проекта ворот или подбор готовых нужно производить с учетом их веса и несущей способности опор. Чем тяжелее створки, тем прочнее должны быть петли и сильнее укреплены края проема или опорные столбы. Прежде чем приступать к установке ворот, необходимо организовать рабочее место и приготовить инструменты, крепеж и расходные материалы.
Для уличных ворот столбы закрепляются в грунте на расчетной глубине с помощью бетонирования, бутования или винтовых свай. Подготовка проемов в зданиях зависит от материала постройки: в стенах с высокой прочностью (из цельного кирпича, камня, бетона) дополнительное укрепление не нужно, а легкие пористые материалы (силикатный кирпич, пенобетон) требуют усиления металлическими накладками. Все металлические элементы должны быть защищены антикоррозийным покрытием, до начала работ необходимо проверить его наличие и целостность.
Каркас створок выполняется из металлопроката: швеллера, уголка, профтрубы. Отрезки для периметра рамы по размерам высоты и ширины створки опиливаются под углом 45°, размещаются на горизонтальной плоскости и стыкуются. Каркас периметра может дополняться ребрами жесткости и горизонтальной направляющей для электропривода. В некоторых моделях для выравнивания каркаса используется трос, стягивающий противоположные по диагонали углы рамы.
Каркас заполняется облицовочным материалом в соответствии с выбранным дизайном. Обшивка крепится болтами или саморезами.
Створки по отношению к опорам могут быть встроенными или накладными, а открываться наружу или внутрь. Зазор между нижним краем створки и поверхностью рекомендуется делать не менее 2 см. Соответственным образом размечается расположение петель и их разворот. Обычно используется 4 петли, по 2 с каждой стороны.
Монтаж петель — очень важный этап, от их правильного положения и надёжности крепления зависит устойчивость всей конструкции ворот. Полотно створок должно быть вертикальным в открытом и закрытом положении, зазор между створкой и опорой равномерным по всей высоте, а провисание по всей траектории движения составлять не более 5 мм. Для проведения монтажных работ необходимы не менее двух человек, а лучше бригада опытных специалистов, гарантирующих качество установки.
В завершение на ворота устанавливаются упоры, фиксирующие положение створок в закрытом состоянии и размах при открывании, а также ручки и засовы. В случае автоматизированного управления замок монтируется вместе с электроприводом.
Автоматика для распашных ворот: критерии выбора
Чтобы автоматический привод обеспечивал плавное движение створок и долго не выходил из строя, он должен быть правильно подобран под параметры ворот и условия эксплуатации.
Мощность электропривода рассчитывается исходя из веса и ширины створки. При выборе модели лучше остановиться на варианте, который рассчитан на чуть больший вес, чтобы мотор работал не на пределе, так он дольше прослужит.
Также необходимо учитывать интенсивность, то есть частоту открываний. Для ворот дачного участка достаточно автоматики с интенсивностью 30 циклов в час, а, например, в автопарке этот показатель должен быть значительно выше.
Для распашных ворот применяется 2 типа электроприводов: линейный и рычажный:
- Линейный привод — мощный и экономичный вариант, действующий по принципу поршня. Монтируется на створке, обычно на середине высоты ворот. Именно этот вид электроприводов используется в подавляющем большинстве случаев.
- Рычажный привод производит движение, аналогичное сгибанию и разгибанию руки в локте. Весомое достоинство рычажных моделей — их можно установить на нижнем торце створки незаметно для глаз, что улучшает эстетику ворот.
Для бесперебойного функционирования автоматики ворот важно отсутствие перекосов и препятствий по ходу движения створок.